Проблема обеспечения работоспособности VRV, VRF, SMMS-систем зимой при низких уличных температурах всегда была актуальной, ведь есть такие помещения и объекты, где поддержание определённой температуры возможно только при помощи системы кондиционирования. Однако, следует разделить проблему на две части - работа мультизональных систем зимой в режиме обогрева, и отдельно - в режиме охлаждения.
Основными проблемами при использовании системы кондиционирования в зимнее время является пуск компрессора, обеспечение дренажа и поддержание давления фреона в нужном диапазоне.
Применение инверторных технологий в мультизональных системах, позволяющих держать компрессор постоянно включенным, при наличии подогревателя картера, обеспечивает достаточно низкие пределы наружных температур в зоне безопасной эксплуатации компрессора.
Культурная организация слива конденсата во внутреннюю дренажную систему, а не на головы проходящим по тротуарам пешеходам, решает и вопрос надлежащего отвода конденсата в зимнее время.
Для поддержания работоспособности VRV VRF систем зимой в режиме охлаждения обязателен контроллер скорости вращения вентилятора наружного блока, чтобы обеспечить нужное давление при понижении наружной температуры воздуха.
Международная практика показывает, что решения найдены даже для самого сурового климата. Многие серьёзные фирмы-производители систем кондиционирования имеют собственные уникальные разработки, как в области инженерного, так программного обеспечения. Как правило, все эти системы достаточно сложны и, как следствие, дорогостоящи.
Существует множество способов ухода от существующих проблем, на сегодняшний день часто используется специальный контейнер для размещения наружного блока - дополнительный «домик» с автоматическими жалюзи и подогревом. Сохраняющий тепло контейнер оснащается жалюзи, имеющими электропривод, который в свою очередь управляется термодатчиком, расположенным внутри контейнера. При плюсовых температурах жалюзи находятся в полностью открытом состоянии и постепенно прикрываются с понижением температуры. Дополнительно для возможности подогрева воздуха внутрь контейнера устанавливается электронагреватель, что гарантирует нормальную работу внешнего блока и всей системы кондиционирования при самых низких температурах окружающей среды.
Большой плюс данного устройства заключается в невмешательстве в конструкцию блоков системы кондиционирования, что делает его универсальным. Минусы очевидны - дополнительные капитальные затраты, расходы на электроэнергию.